Saturday, 7 March 2015

Изгнание из Ада

Капков в капустнике по поводу 25-летия «Табакерки». Фото Евгения Гусева,  photoxpress.ru

Поразительно, насколько много ожесточения, оказывается, может вызывать  у людей глава департамента культуры. Которого, к тому же, ещё 2-3 года назад все обожали. Наглядная иллюстрация к поговорке про любовь и ненависть.

Если посмотреть на это спокойно, со стороны, то Капков - талантливый администратор, который сумел за короткий срок очень сильно изменить Москву к лучшему. В определенных, конечно, пределах, но нельзя же требовать от людей невозможного. Москва - не Нью-Йорк, не Париж и не Лондон, она не культурная столица мира и никогда в своей истории ей не была. Возможно, в нормальных условиях, лет за 50-70, она и смогла бы превратиться в мировой культурный центр, но даже и в нормальных условиях это было бы чудом, а в нынешних ненормальных ожидать такого было бы и вовсе странно. Москву надо сравнивать не с Парижем, а с большими городами третьего мира - Мехико, Дели, Пекином, Сан-Паулу. И, в сравнении с ними, она при Капкове, как я понимаю, выглядела довольно неплохо. И уж точно гораздо лучше, чем до Капкова.
Есть люди, которые считают, что надо просто хорошо делать свою работу, даже если вокруг всё горит. Капков, очевидно, был из таких. В России это вообще давняя традиция - служить деспотическому государству, чтобы принести стране хоть маленькую пользу. Те, кто возводил на болотах Невы европейский город, тоже служили кровавому деспоту. Не говоря уж о тех, кто строил соборы Кремля. Сейчас мы об этом не вспоминаем. Хотя тогда, возможно, вспоминали регулярно.

Не хочу сейчас обсуждать, правильно ли пытаться делать хорошее дело, служа плохим людям. Это очень большой и сложный вопрос. Я для себя считаю, что неправильно, но сейчас я хочу поговорить о другом. Давайте просто зафиксируем, что  Капков делал то, что позволяла ему среда, и делал это хорошо. Хорошо не только для начальства, но и для живущих вокруг людей. Теперь среда его из себя выдавила - и не важно тут, сам он ушёл, или его уволили, потому что и так и эдак он в эту среду не вписывался. Способный и популярный человек, который, пусть он состоял и участвовал, всё равно иногда демонстрировал фигу в кармане, выставлен за ворота. Проходящая мимо оппозиция - она-то тут оказалась случайно, её на эти разборки никто не приглашал - радостно начала улюлюкать. И самовар у него, оказывается, был электрический, не такой, как в Париже и Лондоне, и сам он какой-то неискренний. Может и неискренний, но раз он оказался на улице, стоило бы не бросаться на него с обвинениями, а протянуть ему руку дружбы. Популярные и способные люди на дороге обычно не валяются. Возможно, он не примет эту руку сейчас - ну и ладно. Ситуация развивается быстро, и рано или поздно (на самом деле рано) каждому придётся определяться. И если вы хотите победить, надо не создавать вокруг себя полосу отчуждения, а сделать так, чтобы люди, какие бы позиции они ни занимали до этого, разворачивались в вашу сторону.
Иван Давыдов написал на увольнение Капкова пост с главной мыслью "И правильно, Ад должен быть похож на Ад". (слова "Ад" там не было, но смысл я, надеюсь, передаю точно). Я, в принципе, согласен с этим утверждением. Но Ад и так будет похож на Ад. Он сам, без нашей помощи, исторгнет из себя всё чужеродное. Превратит музей заключенных в музей вертухаев, а Университет - в оплот мракобесия. Нет необходимости ему помогать, он и так прекрасно справится.
Лучше присмотреться - возможно, с исторгнутыми из Ада бесами можно найти общий язык, раз они не смогли найти общий язык с Вельзевулом. Особенно, если нам и раньше казалось, что у этих бесов есть зачаточные крылышки. Может, конечно, оказаться, что договориться с ними никак нельзя, и их разногласия с шефом ограничивались вопросом "Как правильно держать вилы". Такое случается сплошь и рядом. Но попробовать всё равно стоит.