Saturday, 21 February 2015

Битва при Марьино



Марьино. Пейзаж перед битвой. Фото из Wikimedia

Антикризисный марш первого марта перенесли в Марьино. Так решила мэрия - а оппозиция согласилась. Теперь все спорят, выходить ли на такой марш, или это стыдно и бесполезно. Варианта по сути три: идти, не идти, идти на несанкционированный митинг в центре. Все три эти варианта для оппозиции проигрышные. И виновата в этом она сама.


Леонид Волков справедливо пишет, что на переговорах нужно иметь сильную позицию, и нельзя объявлять несанкционированный митинг, когда знаешь, что люди на него не придут. А сейчас - и это, кажется, всем очевидно, - несанкционированный митинг будет очень малочисленным и поэтому бессмысленным. Беда в том, что санкционированный митинг на окраине тоже не имеет смысла. Те, кто согласен ехать в Марьино, дают власти чёткий сигнал: мы, конечно, вами недовольны, но мы готовы и дальше подчиняться даже самым абсурдным из ваших требований. Надеяться на то, что власть этого сигнала испугается - довольно глупо.


Поэтому в качестве протестного митинг в Марьино вообще не имеет смысла. Ну какой это протест - по первому требованию мэрии отправиться со своими плакатами на Кудыкину гору (да простят меня марьинцы). Он имеет смысл только в качестве переклички, на людей посмотреть и себя показать. Но и тут всё не очень хорошо - в Марьино по-любому выйдет значительно меньше людей, чем пришло бы в центр, и вместо того, чтобы убедиться: "нас по-прежнему много", участники увидят, что их заметно меньше, чем было.

Но и вовсе никуда не ходить - тоже не вариант. Объявить митинг заранее, потратив на его раскрутку кучу сил и времени, а потом "слиться" - это двойной сигнал власти и собственным сторонникам. Во-первых, отмена митинга сообщит власти, что оппозиция стала совершенно беззубой и только ждёт повода, чтобы остаться дома. Во-вторых, это сообщит недовольным, что организаторам подобных митингов нельзя верить - они будут месяцами тебя накручивать, а сами сольются в последний момент, оставив тебя одного в чистом поле.

Поэтому оппозиции нужно идти на митинг, раз уж она его объявила. Это плохой, проигрышный вариант, который играет на руку власти, но остальные варианты для неё ещё хуже.

Но после митинга оппозиции следовало бы сделать выводы. Первый и главный из которых - хватит раз за разом повторять одну и ту же ошибку. Идея назначать митинги на черезмесяц, а то и на черезтри, изначально была неудачной. Это даёт власти время хорошо подготовиться и загнать оппозицию в ловушку, из которой нет хорошего выхода. Казалось бы, уже с 2011 года должно быть ясно, что отложенные митинги раз в полгода в разрешенных местах не работают, и единственный способ влиять на ситуацию - это выходить сразу и стоять до конца. А если не чувствуешь достаточно сил - не выходить вовсе, пока эти силы не накопишь. Но нет, оппозиция снова заранее объявляет время сражения - причём время случайное, ничем не оправданное - и позволяет властям выбирать его место. Так не выигрывают ни бой, ни кампанию. Чтобы победить, надо, во-первых, самому выбирать место битвы, а во-вторых, начинать её быстро, пока ваш благородный гнев не успел остыть, а противник не успел собрать силы. Иначе одно поражение будет следовать за другим.


В школе нас учили, что Кутузов выиграл Бородинское сражение. На самом деле он его проиграл. Целью сражения было не пустить Наполеона в Москву. Эта цель не была достигнута - русская армия отошла, и Наполеон был в Москве уже через неделю. Но это его не спасло - благодаря тому, что Кутузов после Бородино отказался вступать в крупные битвы, к которым русская армия была не готова, и решил вместо этого изматывать противника, французам пришлось с позором и огромными потерями отступить из России. Если бы Кутузов послушал своих генералов и вместо отступления давал французам один бой за другим, от его армии уже через месяц бы ничего не осталось, а история могла бы повернуться совсем по-другому. Но фельдмаршал решил по-другому и оказался прав - наступившая зима выкосила французские войска лучше любой картечи.

В другой войне, за семь лет до того, противники Наполеона поступили иначе. Проиграв битву при Ульме и потеряв Вену, они решили дать французам ещё одну битву - под Аустерлицем. Чем это закончилось, все, думаю, знают.


Сейчас время играет за оппозицию и против Путина, как 200 лет назад оно играло против Наполеона. Военные победы в Украине даются всё труднее, ситуация в экономике тем временем становится всё хуже. Поддержка властей будет падать. Пока власть сильна, но, ввязавшись в войну со всем миром, она будет с каждым днём становиться слабее - а недовольство её действиями будет усиливаться.

Марьино так или иначе будет поражением оппозиции. Раз уж она объявила битву, ей придётся её давать; бегство с поля боя подрывает мораль любой армии. Что будет дальше, Аустерлиц или Березина, зависит от того, сменит ли оппозиция стратегию.