Wednesday, 19 December 2012

Да будет свет

(написано для InLiberty)

В начале сотворил Бог небо и землю.
Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.
А потом свет выключили.




Вечер пятницы. С тёмного неба падает мокрый снег. Плотный поток машин ползёт по Рязанке в сторону от Москвы. Светят жёлтые фары; хлюпанье слякоти под колёсами, голоса Шнура, Рианны и Марины Старостиной сливаются в уютный дорожный гул.
Внезапно все фары гаснут. Радио тоже смолкает. В наступившей темноте слышен громкий стук и скрежет металла о металл. Выглянувший из-за тучи месяц освещает дорогу, заполненную сотнями, тысячами столкнувшихся автомобилей. Двери открываются, водители и пассажиры выходят наружу. Кто-то причитает, кто-то матерится, кто-то просто растерянно молчит, озираясь по сторонам. «Куда прёшь, козлина!?» —мордатый амбал в кожанке хватает за грудки седого, коротко стриженого мужчину в спортивной куртке. Тот, ни слова не говоря, коротко и хлёстко бьёт амбала по носу. Амбал сгибается, держась за нос, скрывается в своей «Хонде», чтобы через секунду вылезти оттуда с монтировкой. Но замахнуться не успевает – седой поднимает пистолет , раздаётся хлопок и амбал оседает.
Такие же хлопки раздаются теперь повсюду. Камера, поднимаясь над шоссе, видит алые залпы выстрелов, горящие машины, сцепившихся друг с другом людей. Скоро отдельные фигурки перестают различаться. Камера разворачивается в сторону Москвы. Там, где раньше стояло жёлтое электрическое зарево от бесчисленных окон, вывесок и фонарей, теперь мерцают красные огоньки пожаров. Этих огоньков становится всё больше, они сливаются друг с другом, превращаясь в другое, красное, зарево живого огня.
Отвернувшись от Москвы, камера летит на восток, в сторону дачных посёлков, постепенно снижаясь. Вот горит какое-то большое здание. Вот толпа бьёт стёкла продуктового магазина и тащит наружу ящики и мешки. Вот чья-то дача. В окне видно напряженного мужчину с двустволкой в руках. На диване за его спиной жена прижимает к себе детей. На улице трое молодых мужчин нехорошего вида о чём-то возбуждённо разговаривают, время от времени кидая злые взгляды на окно. Мужчина покрепче перехватывает двустволку.
Как-то так, наверное, могло бы выглядеть начало боевика про конец света в России. Или, по крайней мере, чего-то подобного, к чему готовится существенная часть российского населения, запасаясь продуктами длительного хранения, мылом, спичками и оружием. Всё это должно пригодиться уже 21 декабря, когда кончится календарь майя, а с ним и весь мир.
Есть разные мнения о том, как именно это произойдёт, но самой популярной версией является повсеместное и окончательно отключение электричества. Майя ни о чём таком явно не думали, но кого это сейчас волнует. Версия конца света в буквальном смысле повторяется в последние годы снова и снова, по самым разным поводам, очевидно потому, что электричество играет в современном мире такую огромную роль. Возможно не все заметили, но один такой конец света мы проскочили и этой осенью. Он должен был состояться 22 сентября. Огромная вспышка на солнце должна была вывести из строя все электроприборы на Земле, и мир погрузился бы в темноту. И хаос.
На российских форумах активно обсуждалось, какие магазины при конце света лучше грабить первыми. Одни предлагали грабить оружейные лавки и запасаться дробовиками для самообороны. Другие настаивали на аптеках, потому что после конца света будет трудно достать антибиотики. Третьи намечали в качестве цели табачные и водочные лавки, поскольку табак и алкоголь будут в рухнувшей цивилизации на вес золота. Наконец, четвёртые, самые предусмотрительные, предлагали грабить библиотеки и книжные, опустошая полки с тематикой «Сделай сам», поскольку в новом мире не будет ничего важнее знаний о том, как собрать дома паровой двигатель или вырастить пенициллин из хлебной плесени.
Эти диалоги об экспроприации начались не вчера, и причиной не обязательно должна быть солнечная активность. В 2008, например, необходимость экспроприировать аптеки и оружейные магазины связывалась с начавшимся кризисом и разговорами о неизбежной и гиперинфляции. Собственно, и для нынешней серии не случившиеся протуберанцы были лишь поводом, а причиной был, скорее всего, тот же кризис. Люди готовятся к плохому, а что послужит сигналом – резкое падение рубля или пятна на солнце — дело десятое.
В готовности к тому, что тяжелые времена могут стать еще тяжелее, нет ничего удивительного. Удивляет другое — готовность грабить. Будто все только и ждут сигнала: вот выключат свет, и поехали! Подобные рассуждения я не только читал на форумах, но и слышал от собственных знакомых. Хорошо образованные, работящие, культурные люди увлеченно дискутируют о том, какие магазины лучше взламывать, когда развалится цивилизация. Понятно, что все это часто лишь шутки, но, когда речь идет о катастрофах, эти шутки повторяются так упорно и неизбежно, что кажется, будто доля правды в них давно превысила половину. Да и многие из тех, кто не рассуждает, всё равно активно к этим грабежам готовится – правда, с другой стороны, не грабить, но отбиваться. Несколько знакомых активно вывозят на дачи запасы тушенки и гречки и закупают патроны — ружья они уже купили четыре года назад.
Почему это происходит? Почему одни, вполне адекватные, люди почти что серьёзно рассуждают , что лучше грабить, а другие — как к этим грабежам готовиться? Неужели вокруг столько мародёров? Вряд ли. Скорее, все ждут, что так будут поступать остальные. И в этом случае лучшей стратегией выживания будет вести себя активно. Грабить или отстреливаться. Не станешь же читать Платона, когда толпа под окном разоряет оружейные магазины, возможно намереваясь использовать это оружие против тебя. Получается, что существенная, если не подавляющая часть населения России относится к цивилизации и порядку как к чему-то навязанному свыше и оттуда же, свыше, поддерживаемому. Поддерживаемому, вероятно, с большим трудом, буквально на зубах – потому что вся эта поддержка может рухнуть не только от исчезновения электричества, но и от сравнительно умеренных шоков, типа гиперинфляции.
Заметим, мы говорим здесь не о том, что от отключения электричества или даже гиперинфляции падёт правительство и, скажем, придут к власти экстремисты. Нет, развалится весь миропорядок, весь мир — или по крайней мере шестая его часть — в мгновение ока отринет цивилизованность и примется жить по закону джунглей.
В таком понимании порядка, наверное, нет ничего удивительного. Ведь и в Библии порядок был создан из хаоса божественной волей. И, если верить в Бога и считать его всемогущим бородатым мужчиной, сидящим на облаке, пирамида выстраивается сама собой. Сверху всемирный, самый общий, порядок создаёт и поддерживает Бог. Порядок на уровне отдельной страны — цезарь, то есть король, президент или премьер-министр. Порядок на уровне региона — дело рук губернатора, города — мэра, и так далее, вплоть до председателя ТСЖ. Убери мэра — не будут чистить дороги и прекратит ездить транспорт. Убери президента — начнутся повальные грабежи и насилие, убери Бога — вообще всё будет позволено.
Но есть и другая теория порядка. Она говорит, что порядок создают сами люди, снизу, когда им нужно договориться. Он возникает из взаимной координации, из желания что-то сделать, преобразовать мир к лучшему. Если нужно построить дом, люди собираются и распределяют роли. Кто-то носит кирпичи, кто-то кладёт стены, кто-то вставляет окна. Кто-то, возможно, хоть и не обязательно руководит всем этим процессом. Не потому, что цезарь назначил его начальником (а цезаря назначил Бог), а потому, что все остальные участники строительства решили, что этот человек лучше справится с всеобщей координацией. Если он куда-то исчезнет — координировать будет другой. А может быть и никто не будет, договорятся сами. Но дом, тем не менее, будет построен — так люди строили дома ещё до появления всяких государств. Так тысячи лет назад сами распределяли роли на охоте. Так добровольцы — в условиях, когда назначенный сверху порядок не работает — договариваются между собой и тушат лесные пожары, охраняют свой район от бандитов, собирают деньги детям на операции. Так вырастает порядок из хаоса — не мановением царственной десницы, а спонтанной координацией людей, у которых есть общие интересы.
И интересы эти обычно довольно простые: порядок, безопасность, еда на столе, крыша надо головой. Но из стремления к этим простым интересам возникает всё остальное – дом, засеянное поле и, даже, в конечном счёте, то самое электричество, которое ведь тоже изобрели и, как говорили в Советском Союзе, «поставили на службу человечеству» в результате координации усилий огромного количества людей, безо всякого участия власть предержащих.
Такое возникновение порядка, кстати, никак не противоречит существованию Бога – если, конечно, понимать его не как старика с бородой, который всем управляет, а, вслед за Кантом, как трансцендентный источник нравственного закона внутри нас.
Вечер пятницы. Плотный поток машин ползёт по Рязанке в сторону от Москвы. Внезапно все фары гаснут. Радио тоже смолкает. В наступившей темноте слышен громкий стук и скрежет металла о металл. Выглянувший из-за тучи месяц освещает дорогу, заполненную сотнями, тысячами столкнувшихся автомобилей. Двери открываются, водители и пассажиры выходят наружу. Кто-то причитает, кто-то матерится, кто-то просто растерянно молчит, озираясь по сторонам. «Доктор, есть здесь доктор!» - кричит какая-то женщина. Десятки людей подхватывают этот крик. «Пропустите, я врач. Кому здесь нужна помощь?» - люди расступаются, доктор склоняется над раненым, даёт ему болеутоляющее, накладывает шину. Вот группа ещё пять минут назад незнакомых друг с другом мужчин достаёт из покорёженных машин пострадавших. Вот женщины собирают и отводят в сторонку детей. Вот люди собирают для тех, кто легко одет, тёплые вещи. Вот водитель везущей хлеб фуры открывает её и рядом выстраивается цепочка, передающая продукты дальше, другим людям, которые раздают его голодным. Вот несколько человек собираются идти на разведку в ближайший населённый пункт.
Мир существовал без электричества тысячи лет. Он не раз переживал кризисы, гиперинфляции, землетрясения, наводнения, потепления, похолодания и массовую панику, вызванную слухами о конце света. В сентябре этого года в результате аварии 50 тысяч человек на несколько часов осталось без электричества в Краснодарском крае. В октябре — 55 тысяч человек в Калининграде. В ноябре — 30 тысяч человек в Геленджике, 40 тысяч в Чечне и 10 тысяч в Сочи. Ни в одном из этих случаев массового мародёрства вроде бы не случилось. Каждый сам выбирает, что ему делать, когда отключают свет.